НОВОСТИ ОТДЕЛЕНИЯ
Смотрите запись вебинар \"Порядок рассмотрения жалоб, поступающих в Ассоциацию \"Русское общество оценщиков\" от МИЗО субъектов РФ и ГБУ по кадастровой оценке. Судебная практика рассмотрения споров\"
14 июля в РОО состоялся вебинар "Порядок рассмотрения жалоб, поступающих в Ассоциацию "Русское общество оценщиков" от МИЗО субъектов РФ и ГБУ по кадастровой оценке. Судебная практика рассмотрения споров".
Ведущие - руководитель Отдела контроля Шонина Ирина Ивановна и юрисконсульт РОО, готовы прокомментировать конкретные дела по судебным спорам с МИЗО и ГБУ (в том случае, если вы пришлете свои вопросы заранее, не позднее 7 июля).
В дополнение к ранее проведенным вебинарам, сегодня были рассмотрены конкретные примеры жалоб на отчеты, а также даны пояснения по вопросам, поступившим в РОО.
Запись размещена на нашем канале в YouTube https://www.youtube.com/watch?v=EHHctazg4tI
О внесении изменений в Федеральный закон \"Об оценочной деятельности в Российской Федерации\"
На данном этапе проводятся публичные обсуждения в отношении текста проекта "О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и антикоррупционная экспертиза.
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон
«Об оценочной деятельности в Российской Федерации»
(в части создания апелляционного органа
совета по оценочной деятельности)
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3813; 2002, № 4, ст. 251; № 12, ст. 1093; № 46, ст. 4537; 2003, № 2, ст. 167; № 9, ст. 805; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 2, ст. 172; № 31, ст. 3456; 2007, № 7, ст. 834; № 29, ст. 3482; № 31, ст. 4016; 2008, № 27, ст. 3126; 2009, № 19, ст. 2281; № 29, ст. 3582; № 52, ст. 6419, 6450; 2010, № 30, ст. 3998; 2011, № 1, ст. 43; № 27, ст. 3880; № 29, ст. 4291; № 48, ст. 6728; № 49, ст. 7024, 7061; 2013, № 23, ст. 2871; № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4082; 2014, № 11, ст. 1098; № 23, ст. 2928; № 26, ст. 3377; № 30, ст. 4226; 2015, № 1, ст. 52; № 10, ст. 1418; № 24, ст. 3372; № 29, ст. 4342, 4350; 2016, № 1, ст. 11;
№ 18, ст. 2487; № 23, ст. 3296; № 26, ст. 3890; № 27, ст. 4293, 4294; 2017,
№ 31, ст. 4823; 2018, № 32, ст. 5105) следующие изменения:
1) часть первую статьи 14 дополнить новым абзацем десятым следующего содержания:
«осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом.»;
2) часть первую статьи 15 дополнить новым абзацем пятнадцатым следующего содержания:
«исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.»;
3) статью 16.2 дополнить новой частью второй следующего содержания:
«Эксперт саморегулируемой организации оценщиков осуществляет права и исполняет обязанности, возникающие из оснований, предусмотренных настоящим Федеральным законом.»;
4) статью 19.1 дополнить новой частью одиннадцатой следующего содержания:
«При совете по оценочной деятельности также создается апелляционный орган совета по оценочной деятельности.»;
5) дополнить статьей 19.2 следующего содержания:
«Статья 19.2.
Апелляционный орган совета по оценочной деятельности
Апелляционный орган совета по оценочной деятельности является постоянно действующим коллегиальным органом совета по оценочной деятельности (далее – апелляционный орган).
Количество членов апелляционного органа и его состав, а также составы комиссий апелляционного органа по направлениям оценочной деятельности утверждаются советом по оценочной деятельности. Член совета по оценочной деятельности не может входить в состав апелляционного органа и являться его членом.
Положение об апелляционном органе, включающее в себя
в том числе порядок формирования состава апелляционного органа
и определяющее порядок работы апелляционного органа, требования
к содержанию апелляции, порядок и сроки рассмотрения апелляций утверждаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Апелляционный орган осуществляет следующие функции:
рассматривает письменные обращения физических и юридических лиц (далее – заявитель) о несогласии с результатом рассмотрения саморегулируемой организацией оценщиков жалобы на нарушение членом и (или) экспертом саморегулируемой организации оценщиков при составлении отчета об оценке или экспертного заключения на отчет об оценке требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики
(далее – апелляция);
принимает решение по итогам рассмотрения апелляций.
Апелляция может быть подана на рассмотрение в апелляционный орган, если предметом жалобы является нарушение членом
и (или) экспертом саморегулируемой организации оценщиков требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации
в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики
при составлении отчета об оценке или экспертного заключения на отчет об оценке объекта оценки, проведение оценки которого обязательно
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Апелляция может быть подана заявителем на рассмотрение
в апелляционный орган в случаях:
несогласия заявителя с решением дисциплинарного комитета
об отказе в удовлетворении заявления на обжалование результатов рассмотрения жалобы саморегулируемой организацией оценщиков;
несогласия заявителя с решением дисциплинарного комитета
об удовлетворении заявления на обжалование результатов рассмотрения жалобы саморегулируемой организацией оценщиков;
несогласия заявителя с результатом рассмотрения
или не рассмотрением коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков жалобы на решение дисциплинарного комитета в установленный срок.
Апелляция подается заявителем до оспаривания решения дисциплинарного комитета или результата рассмотрения
(не рассмотрения) коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков жалобы на решение дисциплинарного комитета в судебном порядке.
В ходе рассмотрения апелляции исследованию подлежат только факты, указанные в апелляции и прилагаемых к ней документах,
в соответствии с требованиями к содержанию апелляции, установленными положением об апелляционном органе.
Член комиссии по направлению оценочной деятельности не может участвовать в рассмотрении апелляции в случаях, если:
является заявителем, либо представителем заявителя;
является членом, экспертом, работником или должностным лицом саморегулируемой организации оценщиков, в отношении результата рассмотрения жалобы которой подана апелляция, или представителем члена и (или) эксперта саморегулируемой организации оценщиков,
в отношении которого (которых) рассматривалась жалоба;
состоит в родственных или трудовых отношениях с заявителем, членом и (или) экспертом саморегулируемой организации оценщиков,
в отношении которого (которых) рассматривалась жалоба,
или юридическим лицом, с которым таким членом и (или) экспертом саморегулируемой организации оценщиков заключен трудовой договор;
подписывал отчет об оценке, рассмотрение которого необходимо
в связи с поданной апелляцией;
проводил экспертизу отчета об оценке, рассмотрение которого необходимо в связи с поданной апелляцией;
имеет имущественный интерес в объекте оценке, стоимость которого определялась в отчете об оценке, рассмотрение которого необходимо в связи с поданной апелляцией.
Заявитель, саморегулируемая организация оценщиков,
в отношении результата рассмотрения жалобы которой подана апелляция, член и (или) эксперт саморегулируемой организации оценщиков, в отношении которого (которых) рассматривалась жалоба, обязаны представить в апелляционный орган для рассмотрения апелляции необходимые документы и информацию по запросу апелляционного органа в срок, установленный в таком запросе. Член
и (или) эксперт саморегулируемой организации оценщиков, в отношении которого (которых) рассматривалась жалоба, обязаны также представить в саморегулируемую организацию оценщиков, членом которой
он является, необходимые для рассмотрения апелляции документы
и информацию по запросу саморегулируемой организации оценщиков
в срок, установленный в таком запросе. Член и (или) эксперт саморегулируемой организации оценщиков, в отношении которого (которых) рассматривалась жалоба, вправе присутствовать на заседании апелляционного органа для предоставления дополнительных комментариев, уведомив об этом апелляционный орган
при предоставлении запрошенных у члена и (или) эксперта документов
и информации.
Заявитель, саморегулируемая организация оценщиков,
в отношении результата рассмотрения жалобы которой подана апелляция, член и (или) эксперт саморегулируемой организации оценщиков, в отношении которого (которых) рассматривалась жалоба, вправе представлять свои дополнительные письменные пояснения
по апелляции в апелляционный орган.
Заявитель, саморегулируемая организация оценщиков,
в отношении результата рассмотрения жалобы которой подана апелляция, член и (или) эксперт саморегулируемой организации оценщиков, в отношении которого (которых) рассматривалась жалоба, вправе заявлять отводы членам комиссии, рассматривающим апелляцию в случаях и порядке, установленных положением об апелляционном органе.
Решения коллегиального органа управления саморегулируемой организации оценщиков по итогам обжалования результатов рассмотрения саморегулируемой организацией оценщиков жалобы
и (или) решений дисциплинарного комитета могут быть обжалованы
в апелляционный орган заявителем, в том числе членом саморегулируемой организации оценщиков, в течение тридцати дней
со дня, следующего за днем принятия коллегиальным органом управления и (или) дисциплинарным комитетом саморегулируемой организации оценщиков такого решения, в порядке, установленном
в положении об апелляционном органе совета по оценочной деятельности, или оспорены в судебном порядке.
По результатам рассмотрения апелляции апелляционным органом принимается одно из следующих решений:
об удовлетворении апелляции (полностью или в части);
об отказе в удовлетворении апелляции;
об отложении рассмотрения апелляции;
о продлении рассмотрения апелляции;
о прекращении рассмотрения апелляции;
об отказе в рассмотрении апелляции.
В случае принятия апелляционным органом решения
об удовлетворении апелляции саморегулируемая организация оценщиков, в отношении результата рассмотрении жалобы которой подана апелляция, обязана обеспечить отмену и пересмотр ранее принятых коллегиальным органом управления и (или) дисциплинарным комитетом решений, обжалованных в апелляционный орган, в течение тридцати дней со дня, следующего за днем принятия апелляционным органом такого решения в соответствии с требованиями к рассмотрению жалоб и внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, за исключением случаев, указанных в частях шестнадцатой и семнадцатой настоящей статьи.
Решение апелляционного органа об удовлетворении апелляции может быть оспорено саморегулируемой организацией оценщиков,
в отношении результата рассмотрения жалобы которой подана апелляция, и членом и (или) экспертом саморегулируемой организации оценщиков, в отношении которого (которых) рассматривалась жалоба,
в судебном порядке.
Заявление об оспаривании решения апелляционного органа
об удовлетворении апелляции может быть подано в суд в течение тридцати дней со дня, следующего за днем принятия апелляционным органом такого решения.
Если в течение календарного года по рассмотренным апелляционным органом совета по оценочной деятельности в связи
с поданными апелляциями отчетам, по которым были приняты
не оспоренные в судебном порядке решения об удовлетворении апелляции, экспертами саморегулируемой организации оценщиков было подготовлено три и более положительных экспертных заключения
на такие отчеты, саморегулируемая организация оценщиков не вправе заключать с заказчиком договор на проведение экспертизы отчета
в течение ста восьмидесяти дней со дня, следующего за днем отмены
или пересмотра ранее принятого коллегиальным органом управления
и (или) дисциплинарным комитетом саморегулируемой организации оценщиков решения на основании поступления третьего решения апелляционного органа совета по оценочной деятельности
об удовлетворении апелляции.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, обязан обеспечить надзор
за соблюдением саморегулируемой организацией оценщиков требований, установленных частями пятнадцатой и восемнадцатой настоящей статьи.»;
6) в статье 22.2:
а) часть первую дополнить новыми абзацами четвертым и пятым следующего содержания:
«выдвигать в состав апелляционного органа своих членов в случаях и порядке, установленных положением об апелляционном органе;
осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом.»;
б) часть вторую дополнить новыми абзацами
следующего содержания:
«представлять в апелляционный орган отзыв на апелляцию, информацию о соответствии (несоответствии) представленных заявителем документов документам и материалам, имеющимся
в саморегулируемой организации оценщиков, иную информацию
по запросу апелляционного органа;
на основании поступившего решения апелляционного органа
об удовлетворении апелляции обеспечивать отмену и пересмотр ранее принятых коллегиальным органом управления и (или) дисциплинарным комитетом решений, обжалованных в апелляционный орган, в течение тридцати дней со дня, следующего за днем принятия апелляционным органом такого решения в соответствии с требованиями к рассмотрению жалоб и внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, за исключением случаев, указанных в частях шестнадцатой и семнадцатой статьи 19.2 настоящего Федерального закона;
уведомлять апелляционный орган в течение трех рабочих дней
со дня, следующего за днем пересмотра результатов рассмотрения жалобы на основании, предусмотренном абзацем восемнадцатым части второй настоящей статьи о результатах такого пересмотра
за исключением случаев, указанных в частях шестнадцатой
и семнадцатой статьи 19.2 настоящего Федерального закона;
уведомлять апелляционный орган и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по надзору
за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков в случае оспаривания решения апелляционного органа о направлении заявления, указанного в частях шестнадцатой и семнадцатой статьи 19.2 настоящего Федерального закона, в срок не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем направления такого заявления;
исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.»;
7) часть первую статьи 22.3 дополнить новым абзацем следующего содержания:
«информацию о поступивших в апелляционный орган апелляциях, результатах их рассмотрения, а также оспаривания решений апелляционного органа об удовлетворении апелляции в судебном порядке.»;
8) в части седьмой статьи 24.2:
а) абзац пятый дополнить словами «, а также отмена таких решений на основании поступившего решения апелляционного органа
об удовлетворении апелляции»;
б) абзац седьмой дополнить словами «, а также отмена таких решений на основании поступившего решения апелляционного органа
об удовлетворении апелляции»;
9) в статье 24.4:
а) часть первую дополнить новым абзацем следующего содержания:
«отменять и пересматривать ранее принятые решения на основании поступившего решения апелляционного органа об удовлетворении апелляции за исключением случая, указанного в части шестнадцатой статьи 19.2 настоящего Федерального закона.»;
б) часть вторую после слов «содержание указанных нарушений» дополнить словами «, а также поступивших решений апелляционного органа»;
10) в части третьей статьи 24.5 после слов «правоохранительных органов,» дополнить словами «апелляционного органа».
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Положения абзацев 20, 26-36 пункта 5, подпункта б) пункта 6, пунктов 7-8, подпункта «а» пункта 9, пункта 10 статьи 1 настоящего Федерального закона применяются со дня формирования уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, состава апелляционного органа.
Президент
Российской Федерации
Предлагается урегулировать порядок внесудебного рассмотрения споров в отношении жалоб заявителей, рассмотренных СРО оценщиков
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в части создания апелляционного органа совета по оценочной деятельности)"
В целях защиты прав и законных интересов заявителей законопроектом предусматривается создание апелляционного органа совета по оценочной деятельности, рассматривающего апелляции заявителей на результат рассмотрения СРО оценщиков жалобы на нарушение ее членом и (или) экспертом законодательных требований, стандартов оценки, правил деловой и профессиональной этики.
Согласно пояснительной записке рассматривать апелляции предлагается на площадке совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России.
Законопроектом также дополняется перечень требований к СРО оценщиков. Организация обязана в числе прочего:
представлять в апелляционный орган отзыв на апелляцию, информацию о соответствии (несоответствии) представленных заявителем документов документам и материалам, имеющимся в СРО оценщиков;
обеспечивать отмену и пересмотр ранее принятых коллегиальным органом управления и (или) дисциплинарным комитетом решений, обжалованных в апелляционный орган (за исключением установленных случаев);
уведомлять апелляционный орган и уполномоченный федеральный орган по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков в случае оспаривания решения апелляционного органа.
Оценку обжалуют дополнительно
Минэкономики предлагает на уровне закона закрепить создание апелляционного органа для внесудебного разрешения споров из-за результатов обязательной оценки активов — по итогам рассмотрения жалоб в саморегулируемых организациях (СРО) оценщиков. В ведомстве рассчитывают, что это положительно повлияет на рынок и повысит качество рассмотрения жалоб в СРО. Оценщики, напротив, считают процедуру излишней и опасаются, что она станет дополнительным механизмом чистки рынка.
Минэкономики предлагает создать при совете ведомства по оценочной деятельности апелляционный орган для внесудебного обжалования решений СРО, принятых по жалобам заявителей на результаты оценки. Как следует из поправок к закону «Об оценочной деятельности», новым механизмом можно будет воспользоваться только при проведении обязательной оценки (например, в случаях продажи или сдачи в аренду госимущества, национализации активов, спора о стоимости ипотеки). Сейчас решения СРО по жалобам можно оспорить либо в ее вышестоящем органе, либо в суде.
Апелляционный орган будет рассматривать заявления о несогласии с решением дисциплинарных комитетов и коллегиальных органов СРО, если предметом жалобы является нарушение оценщиком требований закона, стандартов оценки или правил профессиональной этики.
В итоге решение СРО может быть отменено или отправлено на пересмотр — контролировать исполнение будет Росреестр. Ведомство может вынести предписание об устранении нарушений, а при его невыполнении — обратиться в суд с заявлением об исключении СРО из реестра.
Сам механизм Минэкономики предлагало запустить еще два года назад (см. “Ъ” от 17 апреля 2019 года), с тех пор ведется апробация его работы. Заместитель главы ведомства Илья Торосов ждет от новации компетентного рассмотрения апелляций и «позитивного влияния на рынок оценочных услуг» за счет роста доверия потребителей к рассмотрению жалоб в СРО в силу возможности дальнейшего обжалования в апелляционном органе.
Участники рынка идею не поддерживают.
Как отмечает президент СРО «Союз "Федерация специалистов оценщиков"» Максим Скатов, внесудебный механизм уже есть: «если потребитель недоволен результатами оценки, он направляет жалобу в СРО», ее рассматривает дисциплинарный комитет, «в который входят высококлассные оценщики», а при несогласии с его решением жалоба может быть направлена в совет СРО, в который члены комитета не входят. Инициатива Минэкономики усложнит механизм и «умаляет деятельность профессиональных оценщиков и саморегулирование», говорит он: за два года апробации рассмотрено лишь несколько десятков жалоб при ежегодном составлении «сотен тысяч отчетов», что говорит о том, что «потребитель не видит в этом смысла». Также Максим Скатов опасается, что эта инициатива, по сути, создаст дополнительный механизм ликвидации СРО и приведет к чистке рынка. Так, если решение СРО будет отменено, то она может обжаловать это в суде, что занимает примерно год. Если же в течение года СРО получит три отмены своих решений, то она автоматически на полгода теряет возможность проводить экспертизы отчетов оценщиков (главный источник дохода почти для всех СРО).
В «Деловой России» с инициативой Минэкономики согласны. «Наличие такого органа будет скорее полезно»,— говорит сопредседатель объединения Антон Данилов-Данильян. По его словам, механизм обжалования в СРО «плохо работает — СРО часто защищают своих». По словам партнера BMS Law Firm Дениса Фролова, создание апелляционного органа, если это не приведет к удорожанию услуг по оценке, можно только приветствовать, «это должно повысить качество оценки и дисциплинировать оценщиков».
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34