НОВОСТИ ОТДЕЛЕНИЯ


17 апреля 2017

Решение Верховного Суда РФ от 03.03.2017 N АКПИ16-1364 <О признании недействующим с 22 июля 2014 года абзаца второго пункта 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости

Решение Верховного Суда РФ от 03.03.2017 N АКПИ16-1364 <О признании недействующим с 22 июля 2014 года абзаца второго пункта 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утв. Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263>

 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Именем Российской Федерации

 РЕШЕНИЕ
от 3 марта 2017 г. N АКПИ16-1364

Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фиран-Агро" о признании недействующим абзаца второго пункта 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 263,

установил:

приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 263 (далее - Приказ), зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 июня 2012 г., N 24426, и опубликованного в "Российской газете" 3 августа 2012 г., N 177, утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Порядок).

Пунктом 13 Порядка предусмотрен перечень документов, которые должен представить заявитель в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия) совместно с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, в числе которых в абзаце втором данного пункта указан кадастровый паспорт объекта недвижимости.

Общество с ограниченной ответственностью "Фиран-Агро" (далее - Общество) оспорило в Верховном Суде Российской Федерации предписание абзаца второго пункта 13 Порядка, как противоречащее статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ) и нарушающего право на пересмотр кадастровой стоимости арендованного им объекта недвижимости.

Свое требование административный истец мотивирует тем, что Комиссия не приняла его заявление о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с отсутствием в пакете приложенных к заявлению документов кадастрового паспорта этого объекта.

В судебном заседании представитель Общества О. поддержал заявленное требование.

В письменных возражениях Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) указало, что Приказ издан компетентным органом, а оспариваемая норма не затрагивает прав административного истца, в связи с чем его требование не подлежит удовлетворению.

В письменном отзыве Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) указало, что Приказ издан уполномоченным федеральным органом исполнительной, оспариваемое положение Порядка подлежит приведению в соответствие с действующей редакцией Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ.

В судебном заседании представитель Минэкономразвития России К. и представитель Минюста России Б. поддержали изложенные выше правовые позиции.

Выслушав стороны, проверив оспариваемое нормативное предписание на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей требование Общества подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью шестой статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ требования к входящим в состав комиссии представителям предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков, порядок создания и работы комиссии, включая порядок представления кандидатур для включения в состав комиссии, в том числе в целях ротации (далее - порядок создания и работы комиссии), формы принимаемых комиссией документов устанавливаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области оценочной деятельности.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.

Приказ в установленном порядке зарегистрирован в Минюсте России и опубликован.

Учитывая изложенное Приказ издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах компетенции, предоставленной законодательством Российской Федерации.

На дату издания Приказа статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ было предусмотрено, что к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагается, в том числе, кадастровый паспорт объекта недвижимости.

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ была изложена в новой редакции, вместо кадастрового паспорта объекта недвижимости в статье 24.18 Федерального закона в качестве приложения к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости предусмотрена кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости (далее - кадастровая справка) (пункт 29 статьи 1).

Исходя из изложенного, с даты введения в действие указанного Федерального закона - 22 июля 2014 г. оспаривая норма Порядка вошла в противоречие с нормативным правовым актом большей юридической силы.

Более того подпунктом "в" пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2017 г., в статью 24.18 Федерального закона были внесены изменения, которые предусматривают, что к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости вместо кадастровой справки прилагается выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости.

До настоящего времени в Порядок не внесены соответствующие изменения, направленные на реализацию нормативных предписаний актов большей юридической силы.

Также необходимо отметить, что пунктом 3 части 2 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г., было предусмотрено предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости.

Пунктом 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", вступившим в силу с 1 января 2017 г., статья 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" признана утратившей силу.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Фиран-Агро" удовлетворить.

Признать недействующим с 22 июля 2014 г. абзац второй пункта 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 263.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
 
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА

14 апреля 2017

С Днем рождения!

Уважаемая Вера Александровна!

Поздравляем  Вас с днем рождения! В этот радостный и светлый день мы искренне и от всего сердца желаем Вам благополучия, процветания и успехов в вашей трудовой деятельности! Чтобы каждый день Вы вдохновлялись на новые и новые подвиги. Никогда не останавливались и всегда двигались только вперед. Пусть удача, счастье и крепкое здоровье никогда не покидает Вас и ваших близких!

05 апреля 2017

Земельный кодекс РФ В 2015-16 гг. Новое в оформлении землепользования, строительства, кадастрового учета и регистрации недвижимости

1.   «Новый Земельный кодекс РФ» в 2015 г.,  разъяснения ключевых положений – ФЗ от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» – вступил в силу с 1 марта 2015 года. Переходный

период до 2018-2020 года.

2.   Комментарии к другим новым положениям законодательства о земле, градостроительстве, недвижимости, новое в оформлении землепользования и строительства. Положения, не включённые в отраслевые ФЗ.

3.   Объединение и новые правила кадастрового учёта и регистрации недвижимости: разъяснения ФЗ от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Соотношение с прежним кадастрово-регистрационным законодательством и учётом-регистрацией недвижимости.

4.   Пути снижения и перспективы оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Новый порядок кадастровой оценки недвижимого имущества. Комментарии к ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в редакции, действующей с 2015 года. Кадастровая стоимость земельных участков. Основные нарушения при расчете кадастровой стоимости. Перспективы оспаривания кадастровой стоимости в административном и судебном порядке. Рыночная оценка земельных участков. Особенности рыночной оценки отдельных категорий земель. Арбитражная практика по снижению кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость объектов капитального строительства, налог на недвижимость. Полномочия субъектов федерации по применению налога на недвижимость к отдельным видам объектов. Перспективы оспаривания кадастровой стоимости объектов капитального строительства. Основные способы оптимизации затрат на содержание недвижимого имущества.

5.   Кадастровый учет объектов недвижимого имущества: комментарии к 447-ФЗ от 22 декабря 2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости». Технические планы, разрешения на ввод в эксплуатацию и декларации об объектах недвижимости как документы-основания кадастрового учёта. Временный характер кадастровых сведений и его прекращение. Ранее учтённые объекты.

6.   Кадастровый учет земельных участков. Уточнение границ земельных участков. Новые правила образования земельных участков различными способами; будущие,  многоконтурные и ранее учтённые земельные участки; удлинение временного характера кадастровых сведений об объекте недвижимости. Сложные вопросы уточнения границ, образования и постановки земельных участков на кадастровый учёт: первичное образование, раздел, выдел, объединение, перераспределение, согласование границ вновь образуемых земельных участков, приостановление и отказ в кадастровом учёте, сокращение отрицательных кадастровых решений. Необходимость и значение заключения кадастрового инженера. Межевые планы земельных участков.

7.   Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, как основание регистрации объекта недвижимости. Ввод в эксплуатацию, кадастровый учёт и регистрация права собственности на построенный/реконструированный объект, для которого не требовалось разрешение на строительство.

8.   Новые правила образования и получения земельных участков из государственной и муниципальной собственности для строительства. Уточнение понятия «земельный участок»: практическое значение. Новый порядок оформления схемы расположения земельного участка с предварительным согласованием его предоставления. Влияние схем территориального планирования, генеральных планов, правил землепользования и застройки и их отсутствия на предоставление земельных участков и оформление строительства. Основания для отказа в предоставлении земельного участка. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Преимущественные права при выкупе. Особенности перехода права собственности на землю при переходе прав на строение.

9.   Аренда, сервитут и иные права на землю по обновлённому законодательству. Аренда земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные аукционы в электронной форме. Порядок оформления арендных отношений. Сервитут как обременение права собственности, порядок определения права  за сервитут и порядок заключения сервитутного  соглашения. Новые правила присвоения адресов образуемым земельным участкам и иным объектам недвижимости.

10.   Классификатор видов разрешённого использования земельных участков – вступил в силу 25 декабря 2014 года. Документы территориального планирования и ПЗЗ: влияние на получение и использование, перевод и изменение вида разрешённого использования земельных участков, получение разрешений на строительство с учётом ФЗ от 29 декабря 2014 года № 456-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ…». Изменение вида разрешённого использования земельных участков с 2015 года в связи с Классификатором, его соотношение с ФЗ от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ.

11.   Изменение вида разрешенного использования объектов капитального строительства.

12.   Категории земель, территориальные и функциональные зоны,  оформление землепользования для изыскательских работ. Судебно-арбитражная практика. Перевод земель из одной категории в другую. Порядок и документы для перевода земельных участков в земли населённых пунктов и другие категории земель. Порядок установления различных зон с особыми условиями использования территорий.

13.   Самовольные постройки: последствия создания, легализация. Самовольное строительство по ФЗ от 13 июля 2015 года № 258-ФЗ. Критерии объектов. Новые условия признания права собственности на самовольные постройки или их сноса. Разрешение на строительство и допустимые случаи строительства без разрешения. Судебная практика о самовольных постройках до и после 2015 года.

14.   Правовой статус объектов незавершенного строительства. Особенности государственной регистрации прав на объекты незавершенного строительства и сделок с такими объектами. Критерии отнесения объектов незавершенного строительства к недвижимому имуществу. Часть незавершенного строительства как самостоятельный объект прав.  Объект незавершенного строительства как предмет сделки. Оформление незавершенного строительства как объекта недвижимого имущества. Особенности оформления земель под объектами незавершенного строительства. Изменения в предоставлении земельного участка для достройки объекта незавершенного строительства – с 01 марта 2015 г.

15.   Новый порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных  участков для государственных  или муниципальных нужд в целях строительства. Возмещение убытков при изъятии земельных участков, досудебный и судебный порядок. Комментарии к499-ФЗ от 31 декабря 2014 года «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ …» - вступил в силу с 1 апреля 2015 года.  Особенности размещения объектов государственного или муниципального значения, в том числе с изъятием недвижимости у частных лиц. Возможность размещения объектов на «нечастных» землях без получения земельного участка и разрешения на строительство, последующее получение земельных участков для регистрации права собственности на некоторые объекты.

16.   Новые требования к проектам планировки и межевания территорий и ГПЗУ с 2015 года. Комплексное освоение территории по новому законодательству.

17.   Межевые и технические планы объектов недвижимости, разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию по новым формам. Разъяснения Приказа Минстроя РФ от 19 февраля 2015 года № 117/пр "Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию". Значение заключения кадастрового инженера и ужесточение ответственности за искажение сведений о недвижимости с 2015 года.

18.   Перераспределение «земельно-градостроительных» полномочий между            федеральными, региональными и муниципальными органами с 2015 года, по различным законам. Новые правила госземнадзора и муниципального земельного контроля и исчисления штрафов за земельные правонарушения с 2015 года. Новые правила возникновения права    муниципальной и региональной собственности на различные земельные участки с 2015 года. Перераспределение и обмен частных земельных участков и  «нечастных земель». 

03 апреля 2017

Вопрос о целесообразности введения обязательного квалэкзамена для оценщиков обсудят на Круглом столе «Деловой России» 3 апреля

КРУГЛЫЙ СТОЛ "Деловой России"

«О развитии межведомственного взаимодействия при выработке основ государственной политики развития отраслей и осуществлении контроля (надзора)»

3 апреля 2017 г., Москва

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в обсуждении развития межведомственного взаимодействия при выполнении Распоряжения Правительства РФ от 19 апреля 2016 г. № 724-р и реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 и Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

Дискуссия круглого стола будет посвящена двум основным вопросам:

О целесообразности введения Минэкономразвития России обязательного квалификационного экзамена оценщиков в условиях развития по поручению Президента России системы независимой оценки квалификаций, о взаимодействии с Минтруда России и отраслевыми советами по вопросам реализации базовых принципов системы независимой оценки квалификации, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 и Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»;

О правомерности требований Росреестра по предоставлению оценщиками справок об отсутствии судимости при осуществлении плановых проверок за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков в условиях действия Распоряжения Правительства РФ от 19 апреля 2016 г. № 724-р.

Актуальность темы круглого стола обусловлена проблемами развития межведомственного взаимодействия при организации государственного контроля (надзора).

В ряде отраслей, например, в области саморегулирования строительной деятельности, аудиторской деятельности, деятельности арбитражных управляющих, оценочной деятельности, осуществление профессиональной или предпринимательской деятельности неразрывно связано с предоставлением документов установленного образца, подтверждающих соответствие лица существующим требованиям. Выдача таких документов осуществляется государственными органами или органами местного самоуправления. При осуществлении контрольных мероприятий за деятельностью юридических лиц часто истребование подобных документов осуществляется непосредственно у самого субъекта проверки, в то время как в рамках Распоряжения Правительства РФ от 19 апреля 2016 г. № 724-р предусмотрены механизмы межведомственного взаимодействия.

Вторая часть мероприятия посвящена вопросам развития межведомственного взаимодействия при реализации профильными министерствами и ведомствами Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 и Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

В настоящее время стала формироваться практика издания ведомственных приказов по проведению отраслевых квалификационных экзаменов на вход в профессию в отрыве от базовых принципов системы независимой оценки квалификаций, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 и Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций».

По итогам круглого стола и обобщения мнений участников будет сформирована резолюция с предложениями по развитию механизмов межведомственного взаимодействия при рассмотрении вопросов о государственной политики в области независимой оценки квалификаций и осуществлении контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц.

Регистрация участников круглого стола

Время проведения: 3 апреля 2017г, 11.00

Место проведения: «Деловая Россия», Москва, ул. Делегатская, д. 7, стр.1, каб. 224

29 марта 2017

Зарегистрирована Ассоциация профессиональных объединений «Оценщики Евразии»

На Общем собрании членов РОО 24 ноября 2016 г. было принято решение совместно с Объединением юридических лиц «Национальная Ассоциация Профессиональных Организаций Оценщиков» выступить учредителями и создать Ассоциацию профессиональных объединений «Оценщики Евразии» для решения поставленных задач в рамках Евразийского экономического союза.

20 февраля 2017 г. запись о некоммерческой организации Ассоциация профессиональных объединений «Оценщики Евразии» внесена в Единый государственный реестр юридических лиц

28 марта 2017

Переломный момент в оценочной деятельности

Уважаемые коллеги!

Сегодня  в  оценочной  деятельности  настал  очень  важный, переломный момент. От нас с вам зависит, как мы будем жить и работать дальше. Речь идет о проекте Приказа МЭР по квал экзамену для оценщиков.

Проявите активность и выскажите свое отношение к данному документу! Сейчас,  пока идет обсуждение, до 10 апреля мы можем сообща повлиять на сложившуюся ситуацию. Чем больше обращений на портале будет размещено, тем выше шанс, что мнение рядовых оценщиков будет услышано!

Просмотрите  пошаговую  инструкцию, которая была вам направлена в личную электронную почту,  по размещению отзывов на портале и присоединитесь к оценочному сообществу, дав свои предложения!

27 марта 2017

О круглом столе НРО РОО

24 марта 2017 г. в Новосибирском региональном отделении оценщиков прошел круглый стол, на котором были рассмотрены итоги работы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новосибирской области за 2016 год.

Член комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новосибирской области, представитель Национального совета по оценочной деятельности Корольков Николай Николаевич, рассказал о статистике прохождения либо отклонения отчетов оценщиков на комиссии при Росреестре, затронул вопросы типичных ошибок в отчетах об оценке и «болевых точках» оценочной профессии. Были представлены итоги работы комиссии за прошедший год, опыт участия оценщиков в заседаниях комиссии, основные вопросы к отчетам оценщиков по определению рыночной стоимости земельных участков и объектов капитального строительства, основные особенности составления отчетов для целей оспаривания кадастровой стоимости. 

Власов А. Д., кандидат экономических наук, научный руководитель ООО Сибирский научный центр "Экопрогноз", поделился  практикой оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости в России, а также проблемами, которые могут возникнуть на пути оценщика. Докладчик представил методические наработки по применению сравнительного подхода в оценке земельных участков, которые очень заинтересовали присутствующих оценщиков-практиков.

Директор ОГУП "Техцентр НСО" Лоскутов С.А., рассказал о процессе создания Государственного бюджетного учреждения (ГБУ) на базе областного БТИ и перспективах проведения ГКО в регионе.

В ходе мероприятия присутствующие не могли не коснуться важного вопроса, который сегодня активно обсуждается в оценочном сообществе – о квалификационном экзамене оценщиков. Председатель Правления НРО Вольнова В.А. призвала проявить активность в деле обсуждения проекта Приказа МЭР по этому вопросу, направляя мнения и предложения по тексту проекта Приказа в региональное отделение, либо непосредственно на Интернет-портал МЭР РФ. 

В целом все участники отметили актуальность тем и практическую направленность круглого стола, высказались за полезность обмена мнениями по важным текущим вопросам, которые касаются всех оценщиков отделения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49