НОВОСТИ ОТДЕЛЕНИЯ


01 июня 2016

Предоставление сведений о юридическом лице

Уважаемые коллеги!

На основании приказа Министерства экономического развития РФ № 55 от 13 февраля 2015 г. оценщикам необходимо предоставлять данные о юридическом лице, с которым член саморегулируемой организации оценщиков заключил трудовой договор:

- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование;

- дата государственной регистрации и основной государственный регистрационный номер юридического лица;

- место нахождения юридического лица;

- почтовый адрес;

- номера контактных телефонов;

- дата заключения договора страхования ответственности, заключенного юридическим лицом в соответствии с требованиями статьи 15.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", срок его действия, размер страховой суммы по договору страхования, сведения о страховщике, в том числе о месте его нахождения и номерах контактных телефонов.

На личную электронную почту оценщика отправлена таблица для заполнения вышеуказанных сведений.

Заполненные таблицы необходимо направить по эл.почте (no.roo@mail.ru) в двух форматах:

- сканированная копия подписанной личной подписью оценщика таблица (для подшивки в личное дело оценщика);

- заполненная таблица в формате Word (для занесения данных в реестр).

Срок предоставления сведений - по мере готовности, но не позднее 1 июля 2016 года.

01 июня 2016

Открытое письмо Президенту РФ Путину В.В.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Президенту Российской Федерации В.В. Путину

Уважаемый Владимир Владимирович!

Профессиональное сообщество российских оценщиков просит Вас вмешаться в ситуацию, возникшую в связи с принятием Государственной Думой РФ проекта Федерального закона № 985769-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  в части внесения изменений в Федеральный закон № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Принятый законопроект вносит серьезный дисбаланс в отлаженную систему отраслевого саморегулирования и нарушает имущественные права всех участников процесса установления стоимости объектов оценки: государства как собственника активов, других заказчиков оценочных услуг и профессиональных оценщиков.

Принятая редакция законопроекта стала полной неожиданностью для оценочного сообщества, поскольку зафиксированные в ней сущностные изменения базовых принципов оценочной деятельности не были обсуждены ни в одном из действующих при Минэкономразвития РФ консультационных форматов. Изначальный текст документа, прошедшего первые чтения в госдуме РФ, был кардинально изменен, а в его окончательную редакцию вошли положения, требующие серьезного профессионального согласования и диалога с профильными общественными и государственными институтами – Росреестром, Общественной Палатой РФ, комитетом по саморегулированию Торгово-промышленной палаты РФ, агентством стратегических инициатив.

Речь идет о внезапной и о необъяснимой законодательной отмене экспертизы СРО отчетов об оценке как контрольно-надзорной процедуры, гарантирующей ответственность саморегулируемой организации за результаты деятельности своих членов, и придание ей не влекущего никаких правовых последствий статуса «личного мнения эксперта».

Объяснить эту неожиданную инициативу Минэкономразвития РФ тем более трудно, что институт ответственности оценщика в последнее время был существенно доработан, жестко регламентирован именно благодаря экспертизе как контрольно- надзорной процедуры СРО и начал давать реальные результаты в виде заметного повышения прозрачности сделок, прежде всего, с участием государственного имущества. Вопрос в том, кому и в чьих интересах понадобилось резко вмешаться в этот процесс, когда государство объявило о намерении приватизировать в ближайшем будущем ряд своих крупных активов, требует анализа и ответа.

До этого момента действовал прошедший многолетний процесс отладки и сложившийся в сбалансированную систему институт ответственности оценщика перед заказчиком оценочных услуг (государством, юридическими и физическими лицами). Ключевую роль в нем играла экспертиза СРО как фактор коллективной имущественной ответственности за результаты профессиональной деятельности своих членов. По всем сделкам с участием государственного имущества эта контрольно-надзорная процедура имела статус обязательной и гарантировала прозрачность и качество каждой конкретной работы по определению стоимости  объекта оценки. Консолидированную имущественную ответственность по прошедшему экспертизу отчету об оценке принимали на себя эксперт и саморегулируемая организация через компенсационный фонд, сформированный членами данной СРО.  Только такие отчеты, становясь после проведения экспертизы официальной позицией СРО, имели решающую доказательственную силу в суде.

Внесенные изменения в законодательство об оценочной деятельности полностью ломают этот сложившийся механизм, поскольку:

1) Низводят экспертизу до уровня обычного консалтинга («экспертное мнение» вместо регламентированной законом процедуры не имеет никакой доказательственной силы и не влечет правовых последствий). Таким образом, в процессе оспаривания стоимости активов в судебном порядке оценщики, потребители и судьи столкнутся с проблемой недостаточной доказательственной базы в позиции сторон, поскольку «личное мнение» эксперта с точки зрения закона имеет факультативное значение, в то время как экспертное заключение в статусе контрольно-надзорного акта СРО по сложившейся правоприменительной практике является решающим доказательством.

2) Нарушает имущественные права членов СРО, позволяя потребителю оценочных услуг или оценщику проходить экспертизу отчета об оценке в любой саморегулируемой организации по их желанию. А не в той, членом которой является данный оценщик. При этом эксперт другой СРО не несет никакой ответственности за высказанное «личное мнение»,  а вся ее полнота ложится на СРо, членом которой является автор отчета. Это противоречит основам гражданского права, создает почву для недобросовестных конкурентных отношений на рынке оценки и способствует практике процветания «договорной оценки», которой препятствовал действующий в настоящее время механизм отвественности.

3) Нарушает права государства как собственника активов, а также других потребителей оценочных услуг, поскольку отсутствие установленного законом статуса контрольно-надзорной фукции СРО не позволит обосновать целевое назначение заказа экспертизы. Аргумент Минэконом развития РФ о том, что проведение экспертиз отчетов об оценке является дополнительным финансовы рбременением для потребителей оценочных услуг, не выдерживает критики, поскольку для органов государства  -  балансодержателей активов такая экспертиза является бесплатной, а для других категорий ее стоимость тарифицирована и обоснованно минамальна.

Особое внимание обращает на себя то  факт, что внезапная законодательная новация была инициирована и поспешно принята в тот момент, когдв в соответствии со вступающей в силу с 01 июля 2016 года новой редакции ст. 8 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской федерации» правообладатели обязываются публиковать информацию о сделках с имуществом. При этом если в сделке участвует государственной имущество, публикации подлежит и обязательное экспертное заключение.

Весьма «кстати» был изменен и порядок оценки стоимости акций в случае их выкупа у акционеров-миноритариев. Если в действующем законодательстве об акционерных обществах содержится норма об обязательном участии в СРО в проведении экспертизы в случае принятия решения о несоответствии отчета об оценке стандартам и законодательству об оценочной деятельности, то принятый законопроект этого не требует. Теперь вопрос о соответствии или несоответствии стоимости акций «сложившимся рыночным ценам на аналогичные объекты» будет решать уполномоченный орган исполнительной власти. Это значительно ущемляет права и интересы акционеров, по сути, оставляя их один на один с решением конкретного чиновника. В зону риска попадают и имущественные интересы государства, если оно является одним из акционеров, поскольку безвозмездная экспертиза СРО в этих случаях позволяла не только объективно оценить выводы проведенной оценки, но также сделать эту информацию публичной транспарентной.

В этом же ряду стоят изменения,  внесенные  в федеральное законодательство о несостоятельности (банкротстве). До сих пор  в спорных случаях оценки при банкротстве экспертиза СРО отчета об оценке являлась обязательной и обосновывала для арбитражного управляющего соответствие либо несоответствие этого отчета требованиям закона и стандартам оценки. В измененной редакции экспертиза СРО отсутствует, оставляя окончательные решения за все тем же уполномоченным органом.

В обоих указанных случаях принятые изменения законодательства представляют собой прямой путь к рискам злоупотребления правом при использовании властных полномочий, а также проявление коррупциогенного фактора.

Почему именно сейчас Минэкономразвития РФ так много сделавшее для отладки механизма ответственности в оценочной деятельности в предыдущий период (введение стоимостной экспертизы, проведенная аттестация экспертов СРО), перестало быть заинтересовано в наличии в СРО ответственных лиц, чьей установленной законом обязанностью является подтверждение информации о корректной оценке имущества, ( в т.ч. государственного) накануне сделок с ним? В этом нет ни логики, ни смысла, если рассматривать в качестве цели деятельности защиту государственных интересов.

Следует отметить и еще один принципиальный момент процессуального характера. Все изменения. вносимые в законодательство об оценочной деятельности, носят плановый характер. Они вытекают из подготовленного Агентством  стратегических инициатив и утвержденного распоряжением Правительства РФ № 1744-р от 26 сентября 2013 г. плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование оценочной деятельности».  Принятый законопроект, по нашему мнению, не соответствует этому документу, но и вступает с ним в прямое противоречие в части требований к повышению квалификации оценщиков и экспертов СРО. Более того, принятые новации устанавливают  дополнительные обременения для оценщиков, ущемляя их права и законные интересы как граждан Российской федерации, а также нарушают статьи 2 и 55 Конституции РФ.

Описанная ситуация требует Вашего незамедлительного вмешательства, поскольку прямо затрагивает имущественные интересы государства и способна нанести им серьезный ущерб. Вместе с тем процедура принятия данного законопроекта Госдумой РФ во втором и третьем чтении и последующего его утверждения Советом Федерации уже завершена.

Просим Вас в соответствии с ч.3 ст.107 Конституции Российской Федерации отклонить законопроект № 985769-6 и направить его на повторное рассмотрение в Государственную Думу с соблюдением всех требование и регламентов, установленных для прохождения проекта нормативного акта федерального значения.

 

Некоммерческое партнерство «САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АССОЦИАЦИИ РОССИЙСКИХ МАГИСТРОВ ОЦЕНКИ»                                                                   Генеральный директор Е.В. Петровская

Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация оценщиков «СИБИРЬ»
                                                                                                                        Президент  Н.В. Владимирова

Межрегиональная саморегулируемая некоммерческая организация – некоммерческое партнерство «Общество профессиональных экспертов и оценщиков»                             Исполнительный директор В.И. Самойленко

НП «Саморегулируемая организация оценщиков Экспертный совет»                      Президент А.В. Каминский

Некоммерческое партнерство саморегулиремая организация «Деловой Союз Оценщиков»
                                                                                                                                     Президент С.В. Белов

Некоммерческое партнерство саморегулиремая организация «Свободный Оценочный Департамент»
                                                                                                                                Президент  А.В. Лебедев

Саморегулируемая организация Региональная ассоциация оценщиков              Вице-президент К.Ю. Кулаков

Общероссийское отраслевое объединение работодателей профессиональных оценщиков     
                                                                                                            Генеральный директор М.А. Власова

Региональный совет по оценочной деятельности Челябинской области               Председатель И.Ю. Патрушев

НП «Региональный Совет по оценочной деятельности пермского края»          Председатель О.А. Полыгалова

НП «Деловой Союз консультантов в области интеллектуального сопровождения бизнеса»
                                                                                                            Генеральный директор И.А. Шевцова

НП «Лига независимых оценочных организаций СВОД»             Региональный представитель Е.В. Каюрова

НП «Союз оценщиков Республики Татарстан»                                                           Президент А.В. Лисичкин

31 мая 2016

Изменение номера телефона в НРО РОО

Уважаемые коллеги!

С 01 июня 2016 г. в Исполнительной дирекции НРО РОО изменится номер телефона на (383) 233-77-02

31 мая 2016

Шаг вперед, два назад: новое в законе об оценке

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации. Как отмечалось ранее, документ кардинально меняет правовые основы оценочной деятельности в нашей стране. Специалисты высказывают опасения, что принятые поправки могут привести к переделу рынка оценочных услуг и дроблению профессии на специализации, а отмена экспертизы отчетов об оценке приведет к непрозрачности сделок и повысят коррупциогенные факторы при процедурах приватизации, банкротства и прочих сделках в том числе с государственным и муниципальным имуществом. Однако принятый закон внесет и позитивные изменения. Речь в частности идет о введении ответственности заказчика за предоставление данных об объекте оценки. Пункты, регулирующие эту ответственность, появились в Законе впервые, разрешая многолетний спор о правовом регулировании отношений заказчика и оценщика. Информация о сделках с имуществом должна быть открытой — это общемировая практика. Тем более, если речь идет о государственном и муниципальном имуществе в преддверии масштабной приватизации, объявленной правительством РФ. Принятый документ наконец ставит точку в дискуссии о том, может ли закон «Об оценочной деятельности» регулировать действия заказчика. Собственники имущества, совершая сделки, действуют в интересах неограниченного круга лиц, потому и сделки с имуществом должны быть прозрачны и открыты. До принятия закона, как всем хорошо известно, ответственность за объективность оценки нес оценщик и саморегулируемая организация, выполнявшая экспертизу отчета об оценке. В ряде случаев получить достоверную и полную информацию об объекте оценки от заказчика было настоящей проблемой, что, безусловно, напрямую влияло на объективность результата оценки. Но любая сделка — это ответственность двух сторон — заказчика и исполнителя, что обязывает заказчика предоставить полную информацию, необходимую исполнителю для работы. «Намеченный принятым законом тренд, обязывающий заказчика обеспечить беспрепятственную работу оценщика, предоставив ему необходимые исходные данные и документацию, в том числе содержащую коммерческую тайну, — важный шаг к формированию цивилизованного рынка сделок с имуществом», — отмечает прописанные законом тенденции Елена Петровская, председатель отраслевого отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» по оценочной деятельности, президент Ассоциации «Объединения саморегулируемых организаций оценщиков». Однако, делая важный шаг к позитивным изменениям, авторы закона предлагают совершить два — в обратном направлении, отменяя обязательную процедуру экспертизы СРО отчетов об оценке. В этой связи негативную оценку законопроекту дают представители многих профессиональных объединений. Ведь положения закона коснулись вопросов проведения экспертизы отчетов об оценке, в том числе и в части определения рыночной стоимости государственного и муниципального имущества. Напомним, что институт проведения экспертизы на подтверждение стоимости изначально был введен законодателем как инструмент защиты государственных и частных интересов. Руководитель юридического департамента НП «АРМО» Никита Власов считает, что подобные действия законодателя выглядят крайне непоследовательно: «В течение последних двух лет в Закон об оценке вносились изменения, направленные на усиление ответственности экспертов при проведении экспертиз отчетов об оценке. В частности, в 2014 г. ответственность экспертов за возможные убытки перед потребителями была увеличена до 5 000 000 руб. А в 2015 г. был измен и сам предмет экспертизы — сейчас эксперту необходимо проверять отчет об оценке не только на его соответствие требованиям законодательства, но и в части подтверждения рыночной стоимости объекта оценки. Ранее — в течение 2011–2013 гг. были разработаны и утверждены требования к уровню знаний экспертов, которые сдали единый квалификационный экзамен, подтверждающий их профессионализм. Благодаря этому сегодня мы имеем высококвалифицированных специалистов, которые осуществляют контрольные функции в том числе и в интересах охраны прав государства как собственника имущества, тех же миноритарных акционеров. Зачем понадобилось ликвидировать независимый институт общественного и профессионального контроля особенно в свете грядущей приватизации крупнейших предприятий и банковских структур?» Специалисты сходятся во мнении, что экспертиза, особенно в случаях вовлечения в сделку объектов, принадлежащих Российской Федерации, является действенным инструментом независимого контроля и проверки соответствия отчета об оценке установленным требованиям. Во многих случаях, например, в рамках процедуры банкротства, СРОО проводят экспертизу бесплатно с целью обеспечения непредвзятого контроля за определением рыночной стоимости имущества. В рамках оспаривания результатов определения кадастровой стоимости экспертиза отчетов помогала не допустить случаи занижения стоимости с целью необоснованного уменьшения налоговых отчислений в бюджет. Кроме того, законопроектом для всех оценщиков (не только претендующих на избрание в экспертный совет саморегулируемой организации, как значится в действующем законодательстве) устанавливается обязательный квалификационный экзамен, к которому «допускается претендент, получивший высшее образование и (или) профессиональную переподготовку в области оценочной деятельности». При этом, к повторной сдаче квалификационного экзамена претендент допускается не ранее чем через девяносто дней. Квалификационный аттестат выдается органом, уполномоченным на проведение квалификационного экзамена, при условии, что претендент сдал квалификационный экзамен и имеет на дату подачи заявления о выдаче квалификационного аттестата стаж (опыт) работы, связанной с осуществлением оценочной деятельности, не менее трех лет. Не менее года из последних трех лет указанного стажа (опыта) работы должно приходиться на работу в должности помощника оценщика или оценщика. Квалификационный экзамен в области оценочной деятельности проводится уполномоченным Правительством РФ органом, который в Законопроекте не назван. Законопроект предлагает проведение экзамена по квалификациям, при этом авторы не определяют их количество. Законопроект предусматривает запрет на осуществление оценочной деятельности и составление отчетов об оценке в случае несдачи подобного экзамена по любому из направлений. Профессиональный оценщик и эксперт по драгоценным камням и ювелирным изделиям (эксперт-геммолог) с большим стажем практической работы Алексей Смирнов отмечает проблему, касающуюся всех частнопрактикующих оценщиков: «Обладая обширными знаниями в области оценочной деятельности и являясь практикующим экспертом, я регулярно провожу работы по оценке и экспертизе как для частных лиц, так и для крупных потребителей рынка (например, для банков, инвестиционных фондов и страховых компаний) по специализации определения рыночной стоимости драгоценных камней и ювелирных изделий в случаях залога, страхования или совершения сделок. Рыночная стоимость драгоценных камней и ювелирных изделий зависит от ряда специфических факторов, овладеть которыми можно только благодаря многолетней практике. За один день этому научиться невозможно. Более того, количество образовательных учреждений, в которых изучается специфика экспертизы данных объектов крайне ограничена, а особенности их стоимостной оценки практически нигде не преподаются. Законом указаны требования к стажу работы для получения квалификационного аттестата. А если я осуществляю оценочную деятельность самостоятельно ровно в том порядке, как это определено действующим законом об оценке? Если я работаю на себя и у меня нет трудовой книжки? Как я буду подтверждать свой стаж? Как претендент будет подтверждать свой стаж работы в области оценки при первичном получении квалификационного аттестата, если оценщиком является лицо, подписывающее отчеты об оценке? А претендент, до момента сдачи экзамена, как указано в законе, подписывать такие отчеты не может. И где начинающий специалист, который хочет работать в специфическом направлении оценки, сможет пройти трехлетнюю стажировку? Где он сможет набраться опыта, и о каком опыте в таком случае мы говорим? Получается, закон содержит множество противоречий, на которые законодатель не хочет обращать серьезного внимания. Принятый закон требует серьезной доработки», — заключает Алексей Смирнов. Вопросы определения уровня компетенции и профессионализма оценщиков сейчас активно рассматриваются и обсуждаются оценочным сообществом в рамках Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка, действующего в рамках выполнения поручений президента Владимира Путина о создании в России системы независимой оценки квалификаций специалистов и работников. Маргарита Власова, генеральный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей профессиональных оценщиков, отмечает: «Система профессиональных стандартов, разработка оценочных средств, аккредитация образовательных программ, независимая оценка профессиональных квалификаций — в реализации всех этих направлений в рамках национальной системы квалификаций участвуют представители профессионального сообщества на площадке Ассоциации участников финансового рынка «Совет по профессиональным квалификациям». В разработке ключевых направлений НСК принимают участие представители ведущих СРОО, крупнейших работодателей в области оценочной деятельности, образовательных учреждений, оценочных компаний, профессиональных объединений, а также специалисты-оценщики. Основной задачей формирования НСК является обеспечение взаимодействия между рынком труда и системой профессионального образования, согласование требований работодателей с развитием сферы образования. А принятый законопроект передает функции по оценке квалификаций некоему органу, находящемуся вне рамок Национальной системы квалификаций. «Закон создает предпосылки для установления любого количества квалификаций, за сдачу которых оценщик должен будет платить. При этом специалист сможет вести деятельность только по направлениям, указанным в квалификационном аттестате, что означает гарантированное дробление отрасли на множество специализаций», — подчеркивает Маргарита Власова. После подписания президентом РФ закон вступит в силу. Саморегулируемые организации оценщиков, профессиональные объединения и представители профессионального сообщества направили официальные письма на имя Владимира Путина с просьбой отклонить подписание законопроекта.

31 мая 2016

TEGoVA опубликовала новую редакцию Европейских стандартов оценки (ЕСО 2016)

Дайджест № 2. Новости TEGoVA

TEGoVA опубликовала новую редакцию Европейских стандартов оценки (ЕСО 2016)

Европейская группа оценочных ассоциаций (TEGoVA) 13 мая выпустила новое издание Европейских стандартов оценки 2016. Оно стало восьмым по счету изданием с начала 1980-х годов. Презентация восьмого издания состоялась 13 мая 2016 г. на Европейской оценочной конференции в Брюсселе. Восьмое издание Европейских стандартов оценки замещает собой предыдущее издание ЕСО и вступает в силу с 1 июня 2016 г. Цифровая копия новых стандартов ЕСО доступна на сайте TEGoVA (www.tegova.org), в ближайшее время она также станет доступной в печатном виде.

За четыре года, прошедших с момента последнего издания ЕСО, европейские страны столкнулись и смогли преодолеть экономический и финансовый кризисы, что было достигнуто посредством создания Единого банковского союза, Единого союзного рынка и консолидации управления внутренним рынком. Ключевым аспектом для оценочной профессии стало принятие Директивы по ипотечному кредитованию, вступившей в силу в этом году. Именно эта директива, как отмечает председатель Совета директоров TEGoVA Кристоф Греджик, обеспечила включение стандартов ЕСО в законодательное пространство Европейского Союза как признаваемых на международном уровне стандартов оценки недвижимости, содержащих базовые принципы, внедрение которых для оценочной профессии будет необходимо для всех законодательств стран — членов ЕС. Это явилось знаком признания важности оценочной деятельности для обеспечения безопасности функционирования финансовых рынков и рынков недвижимости, а также для защиты интересов потребителей. На практике главным оценочным событием Европы за этот период стало решение Европейского центрального банка перенять контроль над всеми союзными банками и поддержать их во избежание масштабного системного шока. Для этого в течение 2014г. Европейский ЦБ провел так называемый анализ качества активов всей банковской системы (Asset Quality review — AQR), который позволил ему оценить финансовую прочность банков еврозоны. Инструментом для этого анализа стало Руководство AQR, раздел 5 которого был посвящен предмету стоимостной оценки банковских залогов недвижимости и ссылался на приоритет стандартов ЕСО над всеми другими стандартами для целей корректировки стоимости банковских залогов недвижимости в процессе проведения мероприятий AQR. Это руководство инагурировало в Европе движение от «справедливой стоимости» к «разумным оценкам», методологическая канва которого была проанализирована и рассматривалась в материалах Комиссии по оценочной деятельности Научного совета РАН по комплексным проблемам Евразийской экономической интеграции[1]. Это движение теперь также находит свое отражение в новых стандартах ЕСО.

Структура и содержание восьмого издания стандартов ЕСО 2016 была определена на основе потребностей, широких общественных консультаций и обратной связи. Поступившие от профессиональной общественности комментарии однозначно указывают на то, что стандарты ЕСО должны оставаться четко ориентированными на активы недвижимости, а также предоставлять дополнительное руководство и техническую информацию для удовлетворения разнообразных потребностей 63 ассоциаций — членов TEGoVA, по-прежнему концентрируясь на оценочных принципах высокого уровня.

Для достижения указанных целей текущее издание ЕСО следует направлениям, заложенным его предшествующими редакциями, эволюционируя под влиянием существующего и нового европейского законодательства и признавая, что законодательство ЕС является источником большого числа местных нормативно-правовых актов, касающихся имущества и подкрепляющих оценочную деятельность.

ЕСО 2016 служат источником согласованных европейских стандартов, руководств и технической информации для их использования во всех секторах европейской оценочной профессии. Принципы управления оценочными процессами и этические соображения, заложенные в рамках стандартов ЕСО, предоставляют гарантию того, что, например, оценка, производимая в соответствии с этими стандартами, будет подписана квалифицированным специалистом, чей опыт, квалификация и профессиональное поведение соответствуют заданной цели оценки. Европейские законодатели также хотят видеть надежные стандарты оценки, применимые на всей территории Союза, что наделяет TEGoVA особой ответственностью за адаптацию ЕСО к быстро меняющемуся законодательству ЕС в области банковского надзора. Использование стоимости для ипотечного кредитования (СИК — MLV) является примером этого: стандарты ЕСО 2016 продолжают обеспечивать авторитетное руководство по оценке стоимости на базе MLV и усиливают его подробным анализом и объяснением ключевых вопросов и подходов, которым необходимо следовать при ее определении.

Другие ключевые системообразующие вопросы свода ЕСО в части регулирования банковских оценок поясняются в Руководстве по оценке имущества для целей секьюритизации, а также целей его рыночного рейтингования.

Восьмое издание стандартов ЕСО имеет следующую структуру.

Часть 1: Европейские стандарты оценки и руководства

В ЕСО 2016 по-прежнему сохраняются 5 стандартов, однако они переработаны и расширены по сравнению с их текстом в издании ЕСО, опубликованном в 2012 г. Например:

Стандарт ЕСО 1 «Рыночная стоимость» был расширен и теперь включает определение рыночной арендной платы, основанное и согласованное с определением рыночной стоимости в стандартах ЕСО.

Стандарт ЕСО 2 «Базы оценки, отличные от рыночной стоимости» включает расширенный комментарий, относящейся к базе стоимости для ипотечного кредитования (СИК — MLV), объясняя концептуальное значение подхода «стоимости под риском» для управления подверженностью рискам кредитных организаций с учетом специальных требований по безопасности.

Стандарт ЕСО 3 «Квалифицированный оценщик» расширяет требования, которые определяют, что оценщик не только должен быть компетентным в своих действиях, но и независимым и без каких-либо нераскрытых потенциальных конфликтов интересов, которые фактически существуют или могут потенциально проявиться и которые можно предвидеть в то время, когда принимается задание на оценку.

Стандарт ЕСО 4 «Процесс оценки» теперь учитывает изменения, вызванные публикацией руководства по условиям найма, выпущенного в мае 2013 г. и предусматривающего требования к содержанию задания на оценку.

Стандарт ЕСО 5 «Составление отчета об оценке» теперь учитывает требования Правил Европейского союза по достаточности банковского капитала 575/2013, в которых содержится определение как рыночной стоимости, так и стоимости для ипотечного кредитования, в соответствии с определениями, изложенными в ЕСО, а также предоставляет комментарии о том, как действовать в тех случаях, когда от оценщика требуется предоставление мнения о стоимости на более долгосрочном горизонте.

Далее в структуре ЕСО за стандартами следуют руководства (ранее именовавшиеся «применениями»). Они были более детально проработаны, чтобы обеспечить более четкий анализ и объяснение ключевых вопросов и подходов, которым необходимо следовать. Например, руководство ЕСО 4 «Оценка страховой стоимости и ущерба» расширено и включает в себя требования обновленного информационного документа, относящегося к учету застрахованного ущерба, который был опубликован в мае 2013 г.

Появились еще две новые тематические области, охватываемые теперь руководствами.

Руководство ЕСО 9 «Спецификация коммерческих ссуд TEGoVА». Данная спецификация была первоначально опубликована в октябре 2014 г. и предназначалась для использования оценщиками, проводящими оценки залогов для целей обеспеченных кредитов в интересах кредиторов, которые являются членами Европейской ипотечной федерации (EMF).

Руководство ЕСО 10 «Обеспечение соответствия оценок требованиям ЕСО». Это руководство дает разъяснения относительно тех оценок, которые должны признаваться соответствующими целям ЕСО, и объясняет основные причины, по которым в оценках возможно не соблюдать или отступать от требований TEGoVA.

Часть 2: Европейские кодексы

В этом разделе представлены два обновленных и расширенных кодекса, а именно Европейский кодекс поведения и этики для оценщиков, а также Европейский кодекс измерения.

Часть 3: Законодательство Европейского Союза и проведение стоимостной оценки имущества

Введенный в издании 2012 г., данный раздел посвящен рассмотрению свода законов ЕС, воздействующего на недвижимость и ее оценки — в этот раздел были включены многие обновления, учитывающие достижения политики ЕС в области недвижимости за последние годы. Будучи составленным на основе замечаний, полученных начиная с 2012 г., данный раздел имеет особую ценность для исследователей, государственных служащих и консультантов, участвующих в реализации аспектов политики ЕС в сфере недвижимости.

Часть 4: Технические документы

В часть 4 ЕСО, помимо прочего, включены восемь информационных документов. В них освещены следующие новые тематические области, включая «Переоценки для целей налогообложения», «Автоматизированные модели оценки» (AVM — АМО) и «Оценочная методология». Остальные документы, включенные в раздел, были обновлены.

Следует отметить, что на очень высоком концептуальном уровне выдержано Руководство по оценкам для целей налогообложения, в котором под углом оптимальности, а также через призму современной истории рассматриваются различные подходы к организации работ по массовой оценке и выделению ее объектов (должно ли оцениваться все имущество целиком или лишь земля, какие политики массовой оценки существуют и пр.). Однако в данном руководстве не устанавливаются какие-либо конкретные стандарты качества результатов массовой оценки, как это делается в стандартах МАНО/IAAO по проведению исследований коэффициентов соотношения стоимостей (Ratio studies). Впервые составленное руководство по оценочной методологии содержит подробное комплексное покрытие подходов и методов, возможных в индивидуальной оценке объектов имущества, а также рекомендации по проведению их согласования. В этом отношении оно аналогично ныне разрабатываемому в рамках стандартов МСО стандарту «Подходы оценки» (см. дайджест № 1), однако соответствующий материал рассматривается в нем на более углубленном уровне.

Следует отметить, что ЕСО 2016 не затрагивает каких-либо конкретных вопросов страновых оценочных практик. Главы страновых приложений к ЕСО публикуются на сайте TEGoVA, и в них излагаются детали национального законодательства и практик оценки, которые имеют отношение к оценочной деятельности в рассмотренных странах. Глава по российской страновой практике также была сохранена в ссылках текущего издания и доступна здесь: http://www.tegova.org/data/bin/a56efb6261347b_Country%20Chapter.Russian%20Federation.pdf

TEGoVA провела сравнительный анализ стандартов ECO и МСО.

Под эгидой TEGoVA и общества оценщиков Дании (NVM) также был проведен комплексный сравнительный анализ требований ЕСО и Международных стандартов оценки (МСО 2012), связанных с подготовкой, проведением оценки и составлением отчетов об оценке. Результаты этого исследования доступны на сайте TEGoVA http://www.tegova.org/data/bin/a56efb6247bcb1_Practical_Guideline_of_the_Valuation_Standards%2C_NVM.pdf

 

[1] См. пост от 27 октября 2014 г. в фейсбук-группе Комиссии по оценочной деятельности https://www.facebook.com/groups/RASValuationCouncil/

30 мая 2016

СФ одобрил право на оценочную деятельность только после сдачи экзаменов раз в три года

Госдума приняла в третьем чтении, а сенаторы поддержали законопроект № 985769-6 о внесении изменений в закон "Об оценочной деятельности в РФ" и отдельные законодательные акты РФ.

Статью 14 названного закона, в которой перечислены права оценщиков, дополнят абзацем о праве оценщика на добровольное приостановление действия своего права на ведение оценочной деятельности. Для этого оценщику надо будет направить заявление в свою СРО. В статье 24.7 будет оговорено, что в период приостановления оценщик вправе не страховать свою ответственность.

Статью 24 "Требования к членству в саморегулируемой организации оценщиков" предлагается дополнить положениям о том, что членство в СРОО не может прекращаться из-за поступления в СРО жалобы на оценщика, а также в случае выявления нарушений и/или проведения проверки в отношении оценщика - до окончания проверки и вынесения решения о мерах дисциплинарного воздействия.

Дисциплинарный комитет СРО будет вправе приостанавливать право на ведение оценочной деятельности, если выявлены неоднократные в течение двух месяцев нарушения требований "профильного" закона или внутренних документов СРО о представлении информации и документов для проверки; если не представлен договор о добровольном страховании отвественности оценщика; если в отношении оценщика принимались повторные в течение года меры ответственности за прочие нарушения.

Вводятся также основания для вынесения рекомендации об исключении из СРО. Это невыполнение предписаний по нарушениям, в результате которых деятельность оценщика приостановлена; ведение оценщиком деятельности в период приостановления или без страхования; подложные документы при вступлении в СРО; несоблюдение требований независимости; принятие мер ответственности за прочие нарушения более двух раз в течение года.

Оценщики должны будут раз в три года проходить квалификационные экзамены и получать квалификационный аттестат, действующий три года. Его наличие станет обязательным условием для членства в СРО. Аттестат может получить лицо, сдавшее экзамен и имеющее не менее чем трехлетний опыт работы в оценочной сфере, в том числе не менее года в должности оценщика или помощника оценщика. К экзамену допускаются лишь те, у кого есть высшее образование или профпереподготовка в сфере оценки. В случае несдачи экзамена пересдача допускается не ранее чем через 90 дней. За сдачу экзамена "может взиматься оплата".

Вносится ряд изменений в другие законодательные акты, не связанные с ценочной деятельностью. Поправки касаются в частности, вопросов ведения реестров: Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.

В законе о госрегистрации недвижимости (который вступит в силу с 2017 года), а также в законе о госрегистрации прав на нее и сделок с нею будет оговорено, что сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок, связанных с имуществом, составляющим ПИФ.

Вносятся и другие поправки в перечисленные и иные федеральные законы.

30 мая 2016

СФ одобрил закон, уточняющий положения о СРО оценщиков

СФ одобрил закон, уточняющий положения о саморегулировании оценочной деятельности.
   Как сообщил член Комитета Совета Федерации по экономической политике Антон Беляков, уточняются, в частности, правовой статус участников оценочной деятельности, положения о распределении полномочий между субъектами такой деятельности, положения о профессиональном обучении оценщиков, а также основания и порядок прекращения членства в саморегулируемой организации оценщиков (СРОО). Закрепляется ряд полномочий, в том числе полномочия уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, сообщает пресс-служба СФ.
   Уточняются действия совета по оценочной деятельности, порядок, основания и требования при рассмотрении жалоб на действия или бездействия члена СРОО, а также процедуры рассмотрения дела о нарушении членом СРОО требований законодательства в области оценочной деятельности, в том числе правил деловой и профессиональной этики, требований о внесении обязательных взносов в СРОО и дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности его членов.
   Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
   Изменения вносятся в законы «О государственной регистрации недвижимости», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О несостоятельности (банкротстве)», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «Об акционерных обществах».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49