НОВОСТИ ОТДЕЛЕНИЯ


14 июня 2016

Вебинар на тему «Изменения в ФЗ № 135 «Об оценочной деятельности в РФ»», состоится 16 июня в 10.00

Уважаемые коллеги,

После изучения текста новой редакции нашего профильного закона у многих из вас наверняка возникли вопросы о том, как будет организована процедура получения квалификационного аттестата, каким образом можно приостановить членство в РОО, как будет проводиться экспертиза отчетов и др.

16 июня приглашаем вас присоединиться к вебинару, на котором сотрудники юридического отдела Исполнительной дирекции РОО расскажут о последних изменениях, касающихся законодательства об оценочной деятельности, а также ответят на ваши вопросы в режиме он-лайн.

С текстом закона вы можете ознакомиться здесь

Начало в 10.00 по московскому времени.

Для участия в вебинаре необходимо предварительно зарегистрироваться и получить ссылку для подключения. Вам надо направить на адрес metod@sroroo.ru письмо с указанием ФИО, города, контактного телефона и e-mail, на который вам будет отправлена ссылка. Просим указывать в теме письма «Участие в вебинаре 16 июня».

Просим также не перегружать заявку лишней информацией и не присылать заявки в виде вложений. Прием заявок прекращается 15 июня в 17.00.

Участие в вебинаре – бесплатное.

Вебинары проводятся через ресурс "Первого оценочного канала". Для предварительной проверки работы вебинара нужно посмотреть, работает ли у вас "Первый оценочный канал".

После регистрации вам будет прислана оригинальная ссылка, по которой вы сможете 16 июня с 10 часов (время Московское) подключиться к вебинару.

Ссылка будет направлена после 18 часов 15 июня.

ВНИМАНИЕ! Ссылка является персональной и привязана к вашему IP адресу, ее нельзя пересылать на другой компьютер. В противном случае у вас не будет технической возможности для просмотра.



Вернуться к списку новостей

14 июня 2016

Государственная кадастровая оценка: хуже не будет

7 июня депутаты приняли в первом чтении проект федерального закона «О государственной кадастровой оценке», который разрешает проводить данную процедуру только специальным государственным учреждениям, в то время как коммерческие организации лишаются такого права. Хорошо ли это и как государственная монополия на эту услугу может отразиться на ее качестве, что она даст собственникам жилья? Как проводится оценка сейчас и какова судебная практика? Анализируем предложенные новеллы вместе с руководителем коллегии адвокатов «Комиссаров и партнеры» адвокатом Андреем Комиссаровым.

А как сейчас?

Сейчас все аспекты государственной кадастровой оценки недвижимости регулируются законом N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Такая оценка объекта недвижимости по общему правилу проводится не реже, чем раз в пять лет, при этом интервал времени между совершением оценки одного объекта недвижимости должен быть не меньше трех лет. Для городов федерального значения минимальный срок составляет два года.

В рамках действующего законодательства государственная кадастровая оценка происходит следующим образом. Исполнительный орган государственной власти субъекта или орган местного самоуправления решает, что такая оценка необходима и формирует перечень объектов, которые следует оценить.

Далее на конкурсной основе привлекается сторонняя коммерческая организация, имеющая на это право.

Правоотношения оформляются договором оказания услуг. Проект оценочного заключения направляется заказчику и в СРО оценщиков.

Саморегулируемая организация проводит экспертизу проекта отчета. При положительном заключении с исполнителем подписывается акт выполненных работ, а сведения, полученные в результате оценки, вписываются в государственный кадастр недвижимости.

Больше бюрократии, качественной и единообразной!

В обсуждаемом законопроекте предложено отдельным федеральным законом урегулировать отношения, связанные с проведением государственной кадастровой оценки. Суть реформы состоит в изменении субъекта, правомочного осуществлять кадастровую оценку. Предлагается создать специализированные государственные бюджетные учреждения — они и будут осуществлять оценку вместо привлекаемых сторонних коммерческих организаций.

По мнению инициаторов законопроекта, эти меры позволят сделать процедуру более качественной и единообразной. Проблемы в данной сфере, безусловно, есть: качество сведений о кадастровой стоимости объектов, полученных по результатам государственных кадастровых оценок, мягко говоря, оставляют желать лучшего, особенно в сегменте земельных участков.  

В среднем установленная таким образом кадастровая стоимость в 2–3 раза превышает рыночную стоимость недвижимости,

что ощутимо бьет по кошелькам ее собственников и становится причиной множества судебных споров, поскольку в силу действующего законодательства налоговая база на объекты недвижимости формируется именно из кадастровой стоимости.

Превратности судебной практики

Если налогоплательщик полагает, что кадастровая стоимость его актива завышена, он имеет право оспорить ее в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, сформированной при органе, уполномоченном на проведение госоценки, либо в суде. При этом организации обязаны предварительно обращаться в такую комиссию, а частные лица могут, минуя этот этап, сразу идти в суд.

Судебная практика по таким делам довольно однозначна. Если в суде выясняется, что рыночная стоимость объекта отличается от кадастровой, то суд вправе обязать уполномоченный орган исправить сведения об этой недвижимости в государственном кадастре.

Однако при отправлении правосудия в России могут происходить довольно странные вещи,

поэтому даже при очевидной правоте заявителя далеко не всегда сразу удается добиться законного и справедливого судебного акта.

Так, например, в ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности» четко и недвусмысленно установлено, что для физических лиц предварительное обращение в комиссию по рассмотрению споров, как было сказано выше, необязательно, а согласно ст. 23 ГК РФ индивидуальные предприниматели — это физические лица, которые ведут свою деятельность без образования юридического лица.

Таким образом, исходя из российских норм права, мы можем сделать однозначный вывод, что индивидуальный предприниматель — это не юридическое, а физическое лицо, следовательно, к нему не должны применяться положения об обязательном досудебном порядке обращения в комиссию.

Однако в Красноярском крае указанные нормы суды толкуют совершенно противоположно.

Так, в частности, определением Красноярского краевого суда от 22 декабря 2014 года заявление индивидуального предпринимателя К. об оспаривании им кадастровой стоимости рассмотрено не было, потому что он не прошел досудебного порядка урегулирования спора, т. е. до подачи заявления в суд он не обратился в комиссию. И апелляция ничего не дала: судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда оставила без изменения определение суда первой инстанции, несмотря на то, что оно не основано на законе.

Лишь спустя год с момента вынесения очевидно незаконного судебного акта первой инстанции справедливость восторжествовала, и судебная коллегия по административным делам Верховного суда Российской Федерации 23 декабря 2015 года отменила судебные акты первых двух инстанций и отправила дело на новое рассмотрение, создав тем самым прецедент, который поможет избежать повторения таких ситуаций. На данном примере мы видим, из-за несовершенства судебной системы гражданину К. потребовалось более года — и это только на принятие его заявления к новому судебному производству.

Хуже не будет

Безусловно, хотелось бы, чтобы сведения, полученные посредством государственной кадастровой оценки, были объективными и не вынуждали собственников тратить время и деньги на совершенно ненужные судебные тяжбы.

Создание единой системы учреждений кадастровой оценки недвижимости может позитивно сказаться на качестве этой самой оценки.

Однако этот способ решения проблемы является довольно затратным для государства,

поскольку он требует создания в каждом субъекте дополнительного учреждения, которое создаст дополнительную финансовую нагрузку на бюджет.

Гражданам же не стоит волноваться относительно принятия такого законопроекта: думается, что ухудшить существующее положение дел он точно не сможет.

08 июня 2016

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственной кадастровой оценке

Документ призван обеспечить защиту прав и законных интересов граждан, отмечают в парламенте

Законопроект о государственной кадастровой оценке, принятый Госдумой в первом чтении во вторник, 7 июня, призван навести порядок в процедурах оценки кадастровой стоимости недвижимого имущества наших граждан, заявил первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Мартин Шаккум.

По его словам, от правильности и справедливости этой оценки сейчас напрямую зависит величина налога на имущество, который уплачивают все владельцы земельных участков, домов, иной недвижимости.

Депутат напомнил, что согласно новому порядку, который с прошлого года постепенно начал вводиться в субъектах Федерации, исчисление этого налога теперь производится именно на основе кадастровой стоимости. «По мере введения нового порядка стали появляться жалобы граждан на неправильную кадастровую оценку. Мы знаем скандальные случаи, когда кадастровая оценка имущества превышала рыночную стоимость в десятки раз. Соответственно, и суммы начисленных налогов становились запредельными», - подчеркнул Шаккум.

«Проблемы, как выяснилось, кроются и в нехватке или неточности изначальных данных об объектах оценки, и в недостатках работы так называемых «независимых» оценщиков, то есть частных компаний, которым передается  функция проведения кадастровой оценки, и в целом в неурегулированности многих аспектов ее проведения. Также выяснилось, что гражданам очень трудно оспорить неправильную оценку из-за сложности самой процедуры оспаривания», - добавил он.

По его словам, депутаты «Единой России» тогда сразу поставили перед правительством вопрос о передаче кадастровой оценки от «независимых» оценщиков в руки государства и о необходимости упрощения и четкой регламентации всех процедур кадастровой оценки.

«Внесенный правительством законопроект депутаты сегодня поддержали в первом чтении. Однако ко второму чтению мы будем его дорабатывать, поскольку считаем, что необходимо лучше защитить интересы граждан. Дополнительного обсуждения требуют предлагаемая правительством периодичность кадастровой оценки, содержание и правовой статус методических указаний по оценке, ответственность самого госоргана за правильность проведения оценки.  Очень важно уточнить все основания для пересмотра кадастровой стоимости, и в целом сделать более доступным и понятным для граждан механизм пересмотра кадастровой стоимости», - сказал Шаккум.

«В любом случае при доработке законопроекта ко второму чтению мы совместно с правительством и представителями ответственного комитета обсудим все наиболее острые вопросы и постараемся выработать по ним совместные решения, которые позволят наиболее эффективно обеспечить защиту прав и законных интересов наших граждан», - заключил он.

Источник

07 июня 2016

Россию распродадут за бесценок

Госдума отменила обязательную публичную экспертизу отчетов об оценке госимущества, что открывает путь к злоупотреблениям во время приватизации

В конце мая Госдума приняла пакетные изменения в законодательство об оценочной деятельности, банкротстве и акционерных обществах. Требования по прозрачности и публичности сделок с участием госимущества сняты как раз накануне масштабной приватизации.

Это может привести к неконтролируемой распродаже крупных госактивов.

Консалтинг вместо оценки

Профессиональное сообщество оценщиков России обратилось к президенту России с открытым письмом, в котором просило отклонить законопроект, сразу же после его принятия Госдумой. Однако оценщики недооценили оперативность отечественных законодателей в таких вопросах, как распродажа госимущества. В результате закон все же был подписан президентом в начале июня — по всей видимости, письмо оценщиков до него все-таки не дошло.

Результатом такой спешки может стать искаженная оценка госкомпаний в ходе приватизации, которая выразится либо в завышении их стоимости (что маловероятно с учетом азарта правительства в скорейшем избавлении от активов), либо в ее существенном занижении. Поскольку единственным реальным покупателем на большинство активов является крупный российский бизнес (негласно аффилированный с чиновничеством), то новые правила явно сконструированы под него.

Прослеживается прямая аналогия с залоговыми аукционами 1990-х годов, в ходе которых госимущество стоимостью 100 млрд долларов было продано за символический миллиард. Все процедуры оценки тогда были чистой воды профанацией, так как было решено фактически задаром отдать госактивы в руки «правильным» людям. Эти господа сегодня владеют всеми крупнейшими российскими частными компаниями и получают львиную долю прибыли от заказов тех же госкомпаний.

Новые правила вполне позволяют с высокой точностью воссоздать атмосферу залоговых аукционов, хотя провести распродажу с такой же вопиющей наглостью и цинизмом, скорее всего, уже не получится.

До и после

До принятия закона у саморегулируемых организаций (СРО) в области оценки было право наложить вето на проведение сделок на основе заниженной или завышенной стоимости. При каждой СРО действовал специальный экспертный совет.

Теперь же отвечать за неверную оценку будет попросту некому.

СРО, которые до недавнего времени имели особые компенсационные фонды на покрытие ущерба, не смогут без законных оснований вмешиваться в процесс оценки имущества. При этом на мнение независимого оценщика совершенно однозначно будет оказываться давление со стороны как продавцов-чиновников, заинтересованных в скорейшем избавлении от активов, так и крупных покупателей, которые наверняка будут рассчитывать получить кусочки народного достояния по цене, далекой от справедливой.

Отняв у СРО контрольную функцию, законодатель понизил статус экспертизы до «личного мнения», то есть фактически до обычного консалтинга, который никого и ни к чему не обязывает.

В итоге после новой большой приватизации мы можем получить не только существенный урон для казны, но и окончательную утрату надежды оспорить итоги приватизации 1990-х годов, чего по-прежнему как огня боятся российские миллиардеры.

Справедливости ради отметим, что закон все еще оставляет теоретическую возможность проведения добровольной экспертизы оценки имущества, но полезность этого инструмента весьма ограничена и спорна. Непонятно, например, как именно орган государственной власти объяснит Счетной палате инициативу по расходованию государственных средств на проведение экспертизы, которая по закону не является обязательной. В глазах контролеров это будет выглядеть как необоснованная прихоть сродни покупке дорогих служебных авто или проведению фуршетов.

Естественно, никакой чиновник не пойдет на такое «нарушение», а многие с удовольствием закроют глаза на заниженную оценку и, вероятно, получат «благодарность» от нового счастливого собственника.

***

Казалось бы, государство должно, наоборот, быть заинтересовано в том, чтобы повышать качество услуг в сфере оценки и разрабатывать механизмы ответственности оценщика. И кое-что в этом плане действительно делалось.

Например, совсем недавно была введена обязанность СРО отвечать за результат оценки, указанный в отчете об оценке рыночной стоимости, поступившем на экспертизу. Введена и материальная ответственность СРО за недобросовестную или неквалифицированную экспертизу (до 5 млн руб.), проведена масштабная аттестация экспертов СРО, сдавших квалификационные экзамены. Эти шаги уже привели к повышению качества экспертизы. Но все они были перечеркнуты принятым законопроектом.

Цена некоторых ошибок может оказаться критической для нашего бюджета: Росимуществу согласно бюджету на 2016 год предстоит продать госимущества на 33,2 млрд руб., а по мнению главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева — на 99 млрд руб. Достаточно лишь посмотреть на такое расхождение в оценках, чтобы понять, что почва для всевозможных злоупотреблений благодатная.

А значит, государство вновь, как это уже было в ходе бесконтрольной приватизации 1990-х годов, за бесценок передаст в руки «заботливых частных собственников» лучшие куски народной собственности. При этом полученные деньги, как это происходит сегодня, будут размыты в решете неэффективных проектов госкомпаний.

 

Источник

07 июня 2016

Фоторепортаж из Уфы: XXIV Международная конференция и V Молодежный форум, 18-21 июня 2016 г.

Уважаемые коллеги,

В фотогалерее РОО вы можете посмотреть фоторепортажи с XXIV Международной конференции оценщиков и V Международного форума молодых оценщиков, проходивших в Уфе с 18 по 21 мая 2016 г.

http://sroroo.ru/press_center/gallery/774/ Форум молодых оценщиков

http://sroroo.ru/press_center/gallery/772/ 1-й день конференции

http://sroroo.ru/press_center/gallery/773/ 2-й день конференции

Итоги этих мероприятий размещены здесь:

Молодежный форум    

Конференция 

06 июня 2016

Сравнительная таблица существующей редакции закона 135-ФЗ и с изменениями по ФЗ-172 от 02.06.2016 г.

Сравнительная таблица существующей редакции закона 135-ФЗ
и с изменениями по ФЗ-172 от 02.06.2016 г. отправлена личным сообщением на электронную почту.

03 июня 2016

2 июня 2016 года Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 172-ФЗ, вносящий изменения в закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" № 135-ФЗ

2 июня 2016 года Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 172-ФЗ, вносящий изменения в закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" № 135-ФЗ.

Федеральный закон принят Государственной Думой 20 мая 2016 года и одобрен Советом Федерации 25 мая 2016 года.

http://sroroo.ru/press_center/news/1683726/

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49